Условия 11 класса (район 2005)

Условия задач районного тура 2005 года для 11 класса.

I вариант. Тест.

Задание 1.

Три трубы одинакового размера расположены вертикально. Первая труба сделана из меди, вторая из резины, а третья - из меди со вставкой в нее резиновой вертикальной полосы (заштрихована на рис). В трубы одновременно бросили одинаковые магниты. Из какой трубы магнит выпадет раньше остальных?
Примечание: считайте известным, что магнит не прилипает к меди.

  1. из первой
  2. из второй
  3. из третьей
  4. из первой и третьей
  5. из второй и третьей
  6. из всех одновременно

Задание 2.

Качающийся маятник сначала сильно охладили, так, что на него из воздуха начал намерзать лед. Затем маятник сильно нагрели, так что лед с него испарился. Как будет меняться амплитуда колебаний маятника? Затуханием маятника из-за сопротивления воздуха пренебречь.

  1. сначала увеличится, а затем уменьшится
  2. сначала уменьшится, а затем увеличится
  3. сначала уменьшится, а затем не изменится
  4. сначала не изменится, а затем увеличится
  5. не изменится
  6. будет все время увеличиваться

Задание 3.

Над идеальным газом совершили процесс 1-2-3 и построили различные графики зависимостей температуры T, давления P и объема V друг от друга (см. рис.). Позже оказалось, что некоторые оси координат забыли подписать, а на втором графике забыли пронумеровать точки. Замените символы A, B на верные физические величины и пронумеруйте точки X, Y, Z на втором графике.

  1. A=V, B=T, X=1, Y=2, Z=3
  2. A=T, B=P, X=1, Y=2, Z=3
  3. A=V, B=T, X=3, Y=2, Z=1
  4. A=T, B=P, X=3, Y=2, Z=1
  5. A=T, B=T, X=1, Y=2, Z=3
  6. A=T, B=T, X=3, Y=2, Z=1

Задание 4.

Диэлектрический шар радиуса r с зарядом q поместили рядом с бесконечной металлической плоскостью, так что центр шара находится на расстоянии R от плоскости. Заряд распределен по шару равномерно. Когда шар отпустили, он испытал неупругое столкновение с плоскостью. Сколько при этом выделилось тепла?

  1. kq2/(R+r)
  2. 0
  3. kq2/r
  4. kq2/R - kq2/r
  5. kq2/(2R) - kq2/(2r)
  6. kq2/(4r) - kq2/(4R)

Задание 5.

Тело съезжает без начальной скорости с горки и попадает в "мертвую петлю" (см. рис. 1). Трения нет. График зависимости от времени для проекции ускорения тела на ось OX изображается линией, соединяющий следующие точки на рис. 2:

  1. 1,2,4,7,8,9,11
  2. 1,2,4,5,6,8,9,10,11
  3. 1,2,4,5,6,8,9,11
  4. 1,2,3,4,7,8,9,11
  5. 1,2,3,4,7,8,9,10,11
  6. 1,3,4,5,6,8,9,11

I вариант. Задачи.

Задача 1.

Две одинаковые доски образуют угол a = 25°. На одну из досок, рядом с ее краем, налетает маленькая шайба, скорость которой параллельна второй доске (см. рис.). Считая соударения абсолютно упругими, сосчитать, сколько раз шайба ударится о доски. Трением и силой тяжести пренебречь.

Задача 2.

К резиновому воздушному шару, содержащему массу m гелия, привязана очень длинная веревка, масса единицы длины веревки l. При атмосферном давлении p0 шар зависает над полом на высоте H (см. рис.). На какой высоте окажется шар, если атмосферное давление увеличится и станет равным p1? Считать, что давление газа в шаре всегда на Dp больше, чем давление окружающего воздуха в данный момент. Молярные массы воздуха и гелия равны MВ и MГ соответственно.

Задача 3.

На нерастяжимой нити длиной 2L закреплены на расстоянии L/2 друг от друга два маленьких шарика с зарядами +q и -2q. Концы нити связали, образовавшееся кольцо натянули на два тонких цилиндра, расположенных на расстоянии L друг от друга. Радиусы цилиндров очень малы, так что обе половины нити лежат практически на одной прямой (см. рис.). Систему поместили в однородное электрическое поле E. Первоначально нить вместе с шариками имела небольшую скорость, так что она скользила по цилиндрам. Затем, из-за небольшого трения о воздух, система остановилась. Где могут расположиться шарики? Силой тяжести и трением нити о цилиндры пренебречь.

Задача 4.

Жесткий металлический изолированный провод изогнут в форме пятиконечной звезды; по нему идет электрический ток I. Провод лежит на столе в магнитном поле как изображено на рисунке. Магнитное поле индукции B перпендикулярно поверхности стола, слева от линии АА' оно направлено вниз, а справа - вверх. Длина одной стороны клеточки на рисунке равна d. Определить силу, действующую со стороны поля на провод.

II вариант. Тест.

Задание 1.

Три трубы одинакового размера расположены вертикально. Первая труба сделана из меди, вторая из резины, а третья - из меди со вставкой в нее резиновой вертикальной полосы (заштрихована на рис). В трубы одновременно бросили одинаковые магниты. Из какой трубы магнит выпадет позже остальных?
Примечание: считайте известным, что магнит не прилипает к меди.

  1. из первой
  2. из второй
  3. из третьей
  4. из первой и третьей
  5. из второй и третьей
  6. из всех одновременно

Задание 2.

 

  1. сначала увеличится, а затем уменьшится
  2. сначала уменьшится, а затем увеличится
  3. сначала увеличится, а затем не изменится
  4. сначала не изменится, а затем уменьшться
  5. не изменится
  6. будет все время увеличиваться

Задание 3.

Над идеальным газом совершили процесс 1-2-3 и построили различные графики зависимостей температуры T, давления P и объема V друг от друга (см. рис.). Позже оказалось, что некоторые оси координат забыли подписать, а на втором графике забыли пронумеровать точки. Замените символы A, B на верные физические величины и пронумеруйте точки X, Y, Z на втором графике.

  1. A=P, B=T, X=1, Y=2, Z=3
  2. A=T, B=V, X=1, Y=2, Z=3
  3. A=P, B=T, X=3, Y=2, Z=1
  4. A=T, B=V, X=3, Y=2, Z=1
  5. A=T, B=T, X=1, Y=2, Z=3
  6. A=T, B=T, X=3, Y=2, Z=1

Задание 4.

Диэлектрическую сферу радиуса r с зарядом -q поместили рядом с бесконечной металлической плоскостью, так что центр сферы находится на расстоянии R от плоскости. Заряд распределен по сфере равномерно. Когда сферу отпустили, она испытала неупругое столкновение с плоскостью. Сколько при этом выделилось тепла?

  1. kq2/(R+r)
  2. 0
  3. kq2/r
  4. kq2/R - kq2/r
  5. kq2/(2R) - kq2/(2r)
  6. kq2/(4r) - kq2/(4R)

Задание 5.

Тело съезжает без начальной скорости с горки и попадает в "мертвую петлю" (см. рис. 1). Трения нет. График зависимости от времени для проекции ускорения тела на ось OY изображается линией, соединяющий следующие точки на рис. 2:

  1. 1,2,3,5,6,7,9
  2. 1,3,5,6,7,8
  3. 1,2,4,6,7,9
  4. 1,2,4,6,7,8
  5. 1,2,3,5,6,7,8
  6. 1,2,4,6,8

II вариант. Задачи.

Задача 1.

Две одинаковые доски образуют угол a = 35°. На одну из досок, рядом с ее краем, налетает маленькая шайба, скорость которой параллельна второй доске (см. рис.). Считая соударения абсолютно упругими, сосчитать, сколько раз шайба ударится о доски. Трением и силой тяжести пренебречь.

Задача 2.

К резиновому воздушному шару, содержащему массу m гелия, привязана очень длинная веревка, масса единицы длины веревки l. Шар при температуре TY внесли с улицы в теплую комнату, и он завис над полом на высоте H (см. рис.). На какой высоте окажется шар, когда он нагреется до комнатной температуры TK? Считать, что давление газа в шаре всегда на Dp больше, чем давление окружающего воздуха. Атмосферное давление в комнате и на улице равно p0, молярные массы воздуха и гелия равны MВ и MГ соответственно.

Задача 3.

На нерастяжимой нити длиной 2L закреплены на расстоянии L/3 друг от друга два маленьких шарика с зарядами +q и -3q. Концы нити связали, образовавшееся кольцо натянули на два тонких цилиндра, расположенных на расстоянии L друг от друга. Радиусы цилиндров очень малы, так что обе половины нити лежат практически на одной прямой (см. рис.). Систему поместили в однородное электрическое поле E. Первоначально нить вместе с шариками имела небольшую скорость, так что она скользила по цилиндрам. Затем, из-за небольшого трения о воздух, система остановилась. Где могут расположиться шарики? Силой тяжести и трением нити о цилиндры пренебречь.

Задача 4.

Жесткий металлический изолированный провод изогнут в форме пятиконечной звезды; по нему идет электрический ток I. Провод лежит на столе в магнитном поле как изображено на рисунке. Магнитное поле направлено вниз, перпендикулярно поверхности стола; слева от линии АА' его индукция равна B, а справа 2B. Длина одной стороны клеточки на рисунке равна d. Определить силу, действующую со стороны поля на провод.