Решения 10 класса (район 2002)
- Подробности
- Обновлено 11.11.2013 16:06
Решения задач районного тура 2002 года для 10 класса.
Задача 1.
1 вариант | 2 вариант | Баллы |
---|---|---|
Обозначим скорость Зайца за $v$. Перейдем в систему отсчета Зайца, в которой его скорость равна нулю. В такой системе отсчета, в начальный момент времени, Волк находится на расстоянии $L$ от Зайца и движется со скоростью $v$ направленной к Зайцу или от Зайца. После первой встречи с Зайцем, скорость Волка не изменится, а ускорение поменяет знак. Это означает, что через некоторое время Волк снова встретится с Зайцем, |
2 | |
при этом его скорость поменяет свое направление. В дальнейшем ситуация полностью повторяется - Волк пробегает мимо Зайца, через равные промежутки времени $t_2$, каждый раз меняя знак своей скорости. |
1 | |
Если $t_1 > \frac{t_2}{2}$, то первоначально Волк находился позади Зайца и двигался по направлению от Зайца (в С.О. Зайца). При этом первый раз Волк догоняет Зайца сзади. |
Если $t_1 < \frac{t_2}{2}$, то первоначально Волк находился спереди от Зайца и двигался по направлению к Зайцу (в С.О. Зайца). При этом первый раз Волк приближается к Зайцу спереди. |
2 |
Далее можно написать уравнение равноускоренного движения Волка. Удобнее выбрать начало отсчета времени ($t$ = 0) в момент первой встречи Зайца с Волком, так как нам известен модуль скорости Волка в этот момент ($|v_0| = \frac{at_2}{2}$). Если выбрать за положительное направление, направление движения Зайца, |
||
то в момент встречи скорость Волка равна $v_0$, а в момент времени $-t_1$ (начало движения) координата Волка равна $-L$. Ускорение Волка с момента начала движения до момента первой встречи равно $a$. В итоге получим $$-L = \frac{at_2}{2}(-t_1)+\frac{at_1^2}{2}$$ |
то в момент встречи скорость Волка равна $-v_0$, а в момент времени $-t_1$ (начало движения) координата Волка равна $L$. Ускорение Волка с момента начала движения до момента первой встречи равно $-a$. В итоге получим $$L = -\frac{at_2}{2} (-t_1)-\frac{at_1^2}{2}$$ |
3 |
Решая квадратное уравнение, мы получим два решения для $t_1$. Из них надо выбрать то, которое соответствует условию задачи. |
1 | |
Ответ: $$\frac{t_2}{2}+\sqrt{\frac{t_2^2}{4}-2\frac{L}{a}}$$ |
Ответ: $$\frac{t_2}{2}-\sqrt{\frac{t_2^2}{4}-2\frac{L}{a}}$$ |
1 |
Задача 2.
1 вариант | 2 вариант | Баллы |
---|---|---|
Чтобы определить направление силы трения, необходимо сравнить $a$ и $g\sin\alpha$. Действительно, спроецируем силы, действующие на автомобиль, на ось параллельную дороге и направленную вниз:$$f_{тр}+mg\sin\alpha = ma$$ или $$f_{тр} = ma-mg\sin\alpha$$ |
2 | |
$$a < g\sin\alpha$$ Сила трения направлена вниз ($f_{тр} > 0$) |
$$a > g\sin\alpha$$ Сила трения направлена вверх ($f_{тр} < 0$) |
2 |
Спроецируем все силы на ось, перпендикулярную дороге: $$N-mg\cos\alpha = 0$$ Кроме того, $\left|f_{тр}\right| \le \mu N$ |
2 | |
$$\mu \ge \frac{\left|f_{тр}\right|}{N} = \frac{|ma-mg\sin\alpha|}{mg\cos\alpha} = \frac{|a-g\sin\alpha|}{g\cos\alpha}$$ |
2 | |
Ответ: Сила трения направлена вниз. $$\mu \ge 1 - \frac{1}{5\sqrt 2} \approx 0{,}86$$ |
Ответ: Сила трения направлена вверх. $$\mu \ge \frac{2}{5\sqrt 3} \approx 0{,}23$$ |
2 |
Задача 3.
1 вариант | 2 вариант | Баллы |
---|---|---|
Будем обозначать индексом "0" величины, которые соответствуют неподвижно стоящему грузчику. |
||
Мощность, развиваемая поездом, равна $W = Fv$, где $F$ - сила тяги поезда, $v$ - его скорость. Движение грузчиков можно представить следующим образом: грузчик разгоняется из состояния покоя, затем он движется с постоянной скоростью, проходя путь $L$, затем останавливается. |
3 | |
В момент разгона (торможения) грузчика сила тяги поезда должна была увеличиться (уменьшиться), так как ускорение поезда постоянно. Пусть $F = F_0+f$. Если разгон длится время $\tau$, дополнительная совершенная работа будет равна $$\Delta A = \tau\Delta W = \tau fv = vp$$ где $p$ - изменение импульса системы, связанное с движением грузчика. |
3 | |
Пусть в момент разгона грузчика скорость поезда была равна $v_1$, а в момент торможения $v_2 > v_1$, тогда полное изменение работы будет равно $$\Delta A_{сум} = v_1 mu - v_2 mu = mu(v_1-v_2) = -muaT = -maX$$ здесь $T$ - время движения грузчика через поезд, а $X$ - его смещение вдоль поезда. |
2 | |
Ответ: $A_1 = A-maL$ |
Ответ: $A_1 = A+maL$ |
2 |
Задача 4.
1 вариант | 2 вариант | Баллы |
---|---|---|
Обозначения: |
Обозначения: |
|
Представим, что мы увеличиваем напряжение на схеме, начиная с нуля. При малых напряжениях сопротивления всех элементов - $R$. Поэтому общее сопротивление схемы $\frac{3}{2}R$. |
Представим, что мы увеличиваем ток в схеме, начиная с нуля. При малых токах сопротивления всех элементов - $R$. Поэтому общее сопротивление схемы $\frac{2}{3}R$. |
1 |
При этом в силу закона Ома и свойств последовательного соединения напряжение на левом элементе вдвое больше напряжения на двух остальных. |
При этом в силу закона Ома и свойств параллельного соединения ток через нижний элемент вдвое больше тока через два остальных. |
1,5 |
Важно отметить, что при $U = \frac{3}{2}U_{кр}$ напряжение на параллельных элементах $U_2 = \frac{1}{2}U_{кр} < U_{кр}$, и первым изменит свое состояние левый элемент. После того, как сопротивление левого резистора увеличилось, $U_2$ уменьшится ($U_2 = \frac{1}{4}U_{кр}$), и сопротивление параллельных резисторов останется равным $R$. Если считать, что при переходе во второй режим внешнее напряжение $U = \frac{3}{2}U_{кр}$ не изменилось, то $U_1$ возрастет до $\frac{6}{5}U_{кр}$, т.е после перехода мы попадаем на внутреннюю точку второго режима. И, если мы будем понижать $U$, пока $U_1 > U_{кр}$, мы будем оставаться во втором режиме. Получим: $U_{2min} = \frac{5}{4}U_{кр}$ - минимальное напряжение второго режима. |
Важно отметить, что при $I = \frac{3}{2}I_{кр}$ ток на последовательно соединенных элементах $I_2 = \frac{1}{2}I_{кр} < I_{кр}$, и первым изменит свое состояние нижний элемент. После того, как сопротивление нижнего резистора уменьшилось, $I_2$ изменится от $\frac{1}{2}I_{кр}$ до $I_2 = \frac{3}{10}I_{кр}$ (если считать, что полный ток $I$ не изменился), и сопротивление верхних резисторов останется равным $R$. При этом переходе $I_1$ увеличится с $I_{кр}$ до $\frac{6}{5}I_{кр}$, т.е. после перехода мы попадаем на внутреннюю точку второго режима. И, если мы будем понижать $I$, пока $I_1 > I_{кр}$, мы будем оставаться во втором режиме. Получим: $I_{2min} = \frac{5}{4}I_{кр}$ - минимальный ток второго режима. |
2 |
Т.е. режимы перекрываются, и режим, в котором работает схема, определяется не только мгновенным значением напряжения (тока), а также и всей предысторией работы схемы. |
||
После этого схема эквивалентна резистору $\frac{5}{2}R$. |
После этого схема эквивалентна резистору $\frac{2}{5}R$. |
1 |
При этом на параллельно соединенных элементах падает $\frac{1}{5}$ общего напряжения. |
При этом через последовательно соединенные элементы идет $\frac{1}{5}$ общего тока. |
1,5 |
При переходе из режима 2 в режим 3 напряжение на левом элементе меняется от $4U_{кр}$ до $\frac{10}{3}U_{кр}$, т.е. остается больше, чем критическое, и в процессе перехода сопротивление левого резистора не меняется. Напряжение же на правом элементе повышается с $U_{кр}$ до $\frac{5}{3}U_{кр}$. И аналогично для минимального напряжения третьего режима получим: $U_{3min} = 3U_{кр}$ |
При переходе из режима 2 в режим 3 ток через нижний элемент меняется от $4I_{кр}$ до $\frac{10}{3}I_{кр}$, т.е. остается большим, чем критический, и в процессе перехода сопротивление нижнего резистора не меняется. Ток же через верхний элемент повышается с $I_{кр}$ до $\frac{5}{3}I_{кр}$. И аналогично для минимального тока третьего режима получим: $I_{3min} = 3I_{кр}$ |
2 |
В третьем режиме схема эквивалентна резистору $3R$. |
После этого схема эквивалентна резистору $\frac{R}{3}$. |
1 |
Ответ: |
Ответ: |
Задача 5.
1 вариант | 2 вариант | Баллы |
---|---|---|
Обозначения: |
||
В смесителе горячая вода отдает часть тепла холодной воде, в результате чего их температуры выравниваются. Из уравнения теплового баланса следует: |
3 | |
Из формулы $\eqref{bal}$ видно, что при пропорциональном увеличении потоков воды в обеих трубах температура вытекающего потока не изменяется. Таким образом, когда вытекает максимальный поток воды с данной температурой, один из кранов открыт полностью. Если открыть оба крана полностью, то пойдет поток воды $2J_0$ температурой $$t_0 = \frac{t_1 + t_2}{2}$$ Чтобы получить максимальный поток воды температуры ниже $t_0$, надо оставить холодный кран полностью открытым, а поток воды из горячего уменьшить; если требуется температура больше $t_0$, то надо, чтобы горячий кран был полностью открыт. |
2 | |
Если холодный кран открыт полностью ($J_1 = J_0$), а поток воды из горячего крана равен $J_2$, то температура вытекающей воды равна $$t = \frac{J_0 t_1 + J_2 t_2}{J_0 + J_2}$$ Отсюда $$J_2 = J_0\frac{t - t_1}{t_2 - t}$$ и суммарный поток воды: $$J_{пол} = J_0 + J_2 = J_0\frac{t_2 - t_1}{t_2 - t} ~при~ t_1 < t < \frac{t_1 + t_2}{2}$$ |
1 | |
Если горячий кран открыт полностью ($J_2 = J_0$), а поток воды из холодного крана равен $J_1$, то температура вытекающей воды равна $$t = \frac{J_1 t_1 + J_0 t_2}{J_1 + J_0}$$ Отсюда $$J_1 = J_0\frac{t_2 - t}{t - t_1}$$ и суммарный поток воды: $$J_{пол} = J_0 + J_1 = J_0\frac{t_2 - t_1}{t - t_1} ~при~ t_2 > t > \frac{t_1 + t_2}{2}$$ |
1 | |
Итоговый график: |
||
при $t_1 < t < \frac{t_1 + t_2}{2}: J_{пол} = J_0\frac{t_2 - t_1}{t_2 - t}$; при $\frac{t_1 + t_2}{2} < t < t_2: J_{пол} = J_0\frac{t_2 - t_1}{t - t_1}$ |
||
Предложения по оценке итогового графика. |
1 1 1 |
|
$t$ = 10°C, $J$ = 1 л/с |
$t$ = 20°C, $J$ = 1 л/с |